Как подготовить ребенка к детскому саду в 2 года?

Посещение детского сада – это первый шаг в жизни ребенка во взрослую жизнь. Этот период сопровождается определенными трудностями, т. к. малыш тяжело переносит разлуку с мамой и боится оставаться один среди незнакомых людей. Чтобы избежать психологической травмы, необходимо правильно подготовить ребенка к посещению детского сада.

Как морально подготовить ребенка к детскому саду

Все начинается с подготовки родителей. Они переживают за своих детей, а дети, в свою очередь, чувствуют эту тревогу. Каждый раз, когда мама уходит в волнении, оставляя ребенка на попечение кого-либо, малыш понимает, что есть что-то страшное в этом, ведь мама же не просто так беспокоится. И поэтому дети воспринимают это как осторожное послание от родителей: «Мир опасен, и оставаться одному без мамы и папы страшно, ты не справишься». Если же мама способна справиться с тревогой, то и ребенок будет спокойным. Ведь он самый лучший «барометр» настроения мамы и папы и атмосферы в семье в целом.

Есть разные мнения по поводу того, в каком возрасте надо отдавать ребенка в детский сад. Кто-то считает, что в 1,5 года, кто-то уверен, что до трех лет — ни в коем случае. На самом деле все зависит от того, какой у вас ребенок. У вас может быть боевой мальчик: у бабушки в деревне уже жил, со всеми соседскими мальчишками подружился. А может, у вас тихая спокойная девочка, которую вы везде водите за ручку. Обратите внимание на то, как ваш ребенок общается со сверстниками, и понаблюдайте: нравится ли ему играть с другими детьми или он чувствует себя комфортно, только если рядом взрослые.

Почему надо готовить к детсаду?

Адаптационный период может стать сильным стрессом как для ребенка, так и для его родителей. Поэтому важно подойти к нему ответственно и приложить максимум усилий, чтобы малыш не волновался.

Какие перемены ожидают:

  1. В этот период происходят изменения в режиме дня. Дневной сон должен стать нормой, даже если ребенок не привык дома спать по графику.
  2. Завтрак, обед и ужин по расписанию детского учреждения. Если дома малыш мог попросить есть в любое время, то в детском заведении такой возможности не будет.
  3. Общение со сверстниками и новыми взрослыми людьми.

Дети, выросшие в многодетных семьях, легче адаптируются среди новых детей и людей.

Помните, что психика молодого организма отличается от взрослой, закаленной годами. Резкие перемены в привычном окружении могут нанести непоправимый психологический вред и травму, которая скажется во взрослой жизни.

Раздел  О часе икс, вылете птенцов из гнезда и что с этим делать 

Вам знакомо такое состояние мамы? «Такая грусть меня охватывает…», «Я просто смирилась…», «У меня чувство вины и уверенности, что так быть не должно…», «Завтра меня пугает, сердце не на месте, я очень переживаю…», «Обида его на меня нарастает – я чувствую это…», «Садизм это — уже два месяца мы плачем… — мы сами способствуем приобретению невроза, я уже не уверена, что сама этого хочу… может быть, это вообще нам не нужно?», «Отрыв тяжело мне дается…», «Я уже хотела наплевать, сама пью (название лекарства), дочери даю успокоительный сироп», «Мне кажется, что я слышу плач за три километра», «Меня сегодня чуть не трясло саму, как вспоминала его слезы…», «Главное – не раскисать  самой, твердость характера… убеждаю себя в этом каждый день»,  «Я сегодня утром ходила по квартире как тигрица в клетке, ничего не могла делать, все мысли только о нем… ни о чем думать больше не могу».

Как вы думаете, о чем, о какой ситуации в жизни были сказаны эти слова и фразы? Прошу дальше не читать, пока Вы не ответите сами себе на этот вопрос. Когда у Вас было такое состояние? На что оно похоже? Похоже на развод, правда, или на потерю близкого человека, на драму в жизни? Но это не так.   Все эти слова были сказаны самыми обычными мамами про самую обычную ситуацию, которая бывает в жизни очень большого количества семей – о первых днях ребенка в детском саду и адаптации к садику. О «часе икс» — первом выходе ребенка из семьи в «общество», который настал в жизни ребенка и который, увы, закончился его тяжелой адаптации.

А почему адаптация к детскому саду у ребенка тяжелая? Можно ли было это предсказать и предупредить сложности? Все ли дети готовы к садику или есть «несадовские» дети? Чем адаптация отличается от дезадаптации?  К  какому возрасту дети готовы к садику? Почему дети по-разному адаптируются? Как готовить малыша к садику – готовить заранее, а не в последний день — к этому очень важному в его жизни событию? Достаточно ли просто рассказать ему о садике или нет? Как избежать типичных ошибок? Правильно ли мнение «Адаптация со слезами – хорошая адаптация, хуже, если без слез, плохо, когда ребенок молчит и не плачет? Давать ли в садик домашние игрушки или вещи в садик? Правда ли, что надо  оставлять ребенка в садике как можно быстрее, пока он не видит, что Вы ушли?  На эти и другие ваши вопросы я буду отвечать в  этой статье. Для меня очень важно, чтобы адаптация ваших малышей прошла по-другому. Я хочу чтобы Вы знали  самые главные закономерности адаптации детей и уберегли малышей от тех сложностей, которые всегда возникают в этот период.

Читайте также:  7 признаков дефицита цинка и продукты, которые могут помочь

Ведь первый «вылет из гнезда» может проходить у ребенка и по-другому – цитирую из писем моих постоянных читателей и участниц курсов моего сайта «Родная тропинка:

  • «Сейчас сын ходит в садик первый месяц, и я могу сказать что адаптация у  него проходит довольно легко, он с удовольствием идет туда, знает что мама всегда вернется за ним».
  • «Я учла те нюансы, о которых вы говорили, и в сад пошли без проблем адаптации. В те дни,  когда мы туда попадаем, воспитатели говорят, что моя дочь там первой из всех одевается, ест, играет со всеми, участвует везде и домой не всегда хочет идти».
  • «А я поняла, послушав Вас, что моему ребенку сейчас не нужен детский сад. Еще рано. Хорошо, что я это поняла вовремя и не наделала ошибок. Мы решили отдать дочку в садик через два года».

Я расскажу в этой свой статье об адаптации с точки зрения и ребенка, и родителя,  и с точки зрения педагога с 20-летним опытом работы с малышами. Ведь за эти годы я видела адаптацию сотен деток в самых разных учреждениях образования и поэтому знаю, как можно им помочь. Советы мои будут реальные, жизненные, из моего опыта ведения детей и семей.

Если Вашему ребенку скоро идти в первый раз в садик, прошу написать в комментариях в конце статьи: Что больше всего тревожит (тревожило) Вас в новом этапе жизни ребенка – его «вылете из гнезда» и в первом дне «вне семьи» (не важно, это садик государственный, группа в детском центре или семейная группа)? Какой помощи Вам не хватило, а она так была нужна в тот период? Что Вам интересно узнать по этой теме? Какие вопросы Вас волнуют?

А пока, чтобы Вы лучше прочувствовали, что думает ребенок, идя в первый раз в детский сад или  в группу детского центра, я расскажу одну интересную историю. Историю о ребенке… без головы!

Каждому овощу — свое время, или когда лучше отдавать малыша в сад?

Какой возраст считать наиболее подходящим для того, чтобы отправить кроху в детское учреждение, однозначно ответить очень сложно. Раньше было проще — с самого раннего возраста дети были в саду и без вариантов.

Сейчас педагоги и психологи считают, что столь раннее отлучение ребенка от матери не самым лучшим образом сказывается на развитии детей. Однако таковы были условия.

Оптимальный возраст

В наше время ясли сохранились не везде. Детей отдают сразу в садик. Скорее всего, это разумно, потому что средним возрастом готовности к жизни в коллективе детский психологи называют 3 года. Именно в этом возрасте у малышей появляется первое желания общаться со сверстниками.

До этого времени дети проявляют очень мало интереса друг к другу. Они, конечно, играют на детской площадке, но играют «рядом», а вовсе не «вместе».

До 1,5 лет

До полутора лет отрывать младенца от мамы не рекомендуется. В 1,5 года заканчивается период сепарационной тревоги — состояния, когда любое отсутствие матери рядом воспринимается малышом как стресс. Коллектив в этом возрасте ему абсолютно не нужен.

В 2 года

Часто можно слышать мнение более старшего поколения, что чем раньше — тем лучше. «В 2 года в ясли — быстрее привыкнет». Вполне возможно, что в 2 года дети быстрее привыкают к условиям сада, чем в 4. Но это привыкание — не положительное сознательное принятие, а скорее примирение обреченного.

Пассивное сопротивление может выразиться в частых болезнях, снижении активности и жизнерадостности, потере доверия к миру. Так что детский садик в 2 года — это скорее вынужденная мера, когда у родителей нет возможности не выходить на работу или нанять няню.

В 3 года

В три года кроха начинает впервые интересоваться другими детьми. Кроме того, именно в три года начинается кризис самостоятельности. «Я сам!», — декларирует ребенок.

Вот на этой волне и можно легко вписать развитие навыков самостоятельности и поступление в детский сад. Ваш малыш готов немного отпустить мамину руку и выходить в мир.

В 4 года

4 года — время развития личности. Развитие нервной системы делает поведение ребенка несколько нестабильным. Детишки в этом возрасте становятся крайне эмоциональны и не испытывают доверия к детскому саду.

Некоторые психологи считают, что если вы не отдали малыша в сад в 3 года, то четвертый год лучше переждать. Ваше сокровище уже успело привыкнуть к уютной жизни домашнего малыша, а вот научиться легко адаптироваться к изменению ситуации и переживать стрессы еще не успело.

В 5 лет

А вот к 5 годам отдавать дитя в коллектив желательно даже самого домашнего. Высокая потребность в общении, развитые навыки самообслуживания должны помочь малышу адаптироваться довольно легко. Готовность ребенка к детскому саду очень высока.

Однако такая систематизация — не что иное, как нечто среднее арифметическое. Как правило, детей отдают в сады в 2-3 года. И потихоньку у всех все получается.

Все дети индивидуальны и каждый развивается по своим законам. Поэтому собираясь «в коллектив», ориентируйтесь на своего карапуза и на его готовность к саду.

Как подготовить ребенка к садику

В нашей стране детей отдают в садик примерно с 2-х лет. Психологи считают, что самый подходящий возраст ребенка для детского сада – это 3-4 года. Такие дети хорошо говорят и многое понимают, поэтому договориться с ними легче. Но в каком бы возрасте вы не решили отдать малыша в детсад, лучше, если он будет обладать определенными навыками.

Ребенок должен:

  1. Самостоятельно ходить или проситься на горшок.
  2. Уметь пользоваться ложкой и чашкой, самостоятельно есть.
  3. Мыть руки, умываться и вытираться.
  4. Выполнять несложные просьбы.
  5. Убирать за собой игрушки.
Как подготовить ребенка к садику

Огромное значение имеет психологическая готовность ребенка к детскому саду.

Читайте также:  В каких продуктах содержится коллаген для кожи

Наибольшим стрессом для малыша станет разлука с близкими, особенно это сказывается на малообщительных детях. Ребенка нужно подготовить:

  1. Старайтесь с ним больше находиться в людных местах.
  2. Оставляйте кроху с малознакомыми для него людьми, например, бабушкой, тетей или подругой, которых он редко видит. Если есть возможность, малыша можно оставлять с няней.
  3. Чаще ходите с крохой в гости, для этого подойдут семьи с маленькими детьми.
  4. Во время прогулок заходите с малышом на территорию детсада, который он будет посещать. Осмотрите игровые площадки и понаблюдайте за гуляющими детьми.
  5. Хорошо будет заранее познакомить ребенка с будущими воспитателями и постараться наладить хорошие отношения.

Еще одним стрессом для малыша станет новый коллектив. Чтобы ребенку было проще в него влиться и найти общий язык с другими детьми, его необходимо научить элементарным нормам поведения и общения.

  • Позаботьтесь, чтобы ребенок достаточно общался с ровесниками. Чаще посещайте детские площадки, поощряйте инициативу ребенка к общению, обсуждайте с ним, что делают и как себя ведут окружающие дети.
  • Научите кроху знакомиться. Покажите на своем примере, что в этом нет ничего страшного: сами спрашивайте как зовут детей и представляйте им своего малыша.
  • Научите малыша правильному общению. Объясняйте ему, как можно пригласить других детей поиграть или предложить обменяться игрушками. Организовывайте совместные игры для малышей. Ребенок должен уметь за себя постоять, но при этом не должен обижать других.
Как подготовить ребенка к садику

Чтобы малышу было просто адаптироваться в детсаду, его желательно приучить к режиму, которого придерживаются в дошкольном учреждении. Не лишним будет узнать, какие блюда входят в меню садика и ввести их в рацион ребенка.

Постарайтесь сформировать у ребенка положительные эмоции в отношении детского сада. Больше рассказывайте ему о заведении и о том, чем там занимаются. Попробуйте сделать это в игровой форме, перевоплотившись в воспитателя. Позже эту роль можно будет доверить малышу.

3Психологическая адаптация ребенка

После выбора подходящего дошкольного заведения, следует уделить достаточно времени правильной подготовке ребенка.

  • Постарайтесь расширить круг общения малыша, особенно если до этого большую часть времени он проводил с мамой. Чаще бывайте в гостях, на игровых площадках, посещайте детские центры развития, где у ребенка будет возможность контакта с детьми.
  • Разговаривайте со своим малышом – расскажите зачем детки ходят в детский сад, чем там можно заниматься. Скажите, как вы гордитесь тем, что он уже совсем большой.
  • Обратите внимание ребенка на то, что будете утром отводить его, а вечером забирать. Объясните, что в садике все дети находятся без родителей, вместе играют, кушают, гуляют под присмотром воспитательницы.
  • Подробно расскажите малышу, что именно он будет делать в садике. Чем более полное представление сложится у ребенка о распорядке дня, тем увереннее он будет себя чувствовать.
  • Если вы живете неподалеку от выбранного садика, покажите ребенку, как весело играют детки на площадке, напомните, что и он будет скоро сюда ходить.
  • Обсудите возможные трудности. Например, если малыш захочет пить или сходить в туалет, то он должен подойти к воспитательнице или няне и сказать об этом. Объясните ребенку, что в группе, кроме него, много детей и иногда придется проявить терпение и подождать своей очереди.
  • Обязательно поговорите с ребенком на тему общения с детьми, научите его знакомиться, делиться игрушками, помогать друг другу.
  • Расскажите о своем детстве, как вы ходили в садик, как много было у вас друзей, чем именно вам запомнились занятия, игры, праздники.

yandex_partner_id = 150743;
yandex_site_bg_color = ‘ffffff’;
yandex_ad_format = ‘direct’; yandex_font_size = 1.0;
yandex_direct_type = ‘vertical’;
yandex_direct_border_type = ‘ad’;
yandex_direct_limit = 1;
yandex_direct_title_font_size = 2;
yandex_direct_links_underline = true;
yandex_direct_bg_color = ‘ffffff’;
yandex_direct_border_color = ‘ffffff’;
yandex_direct_title_color = ‘0C77EC’;
yandex_direct_url_color = ‘000000’;
yandex_direct_text_color = ‘000000’;
yandex_direct_hover_color = ‘CC0000’;
yandex_direct_favicon = true;
yandex_no_sitelinks = true;
(»);

Какие навыки необходимы ребенку лет, чтобы нормально адаптироваться в детском саду

В первую очередь ребенок должен уметь обратиться к взрослому воспитателю так, чтобы его поняли. На третьем году жизни еще не все дети внятно разговаривают, поэтому нужно научить их привлечь внимание взрослого, объяснить свои потребности.

Для этого малыша нужно спрашивать, что же он хочет. На этот вопрос должен быть однозначный понятный ответ. Для этого ребенок может использовать жесты или звуки. Также подойдут и односложные предложения: пить, есть, больно, холодно и т.д.

Также для любого ребенка в детском саду важно общение с другими детьми в группе среди сверстников. При этом он должен уметь попросить, договориться.

Отдельное место в том, как подготовить ребенка 2 лет к детскому саду, занимают навыки самообслуживания. То есть, малышу просто необходимо уметь самостоятельно использовать горшок, мыть руки, кушать при помощи ложки и пить из чашки. Также подойдет и однозначное обозначение своей потребности, чтобы попросить помощи взрослого. Так, если малыш не может сам сесть на горшок, он может принести его воспитателю, который ему поможет.

В любом случае, детский сад – это большой стресс для всех детей. Если родители вынуждены начать туда водить ребенка двух лет, то именно они должны помочь своему ребенку справиться со столь сложным периодом в его жизни.

Первые дни в детском саду. Что делать родителям?

Взять телефон воспитателя и заведующей садика, чтобы в любой момент выйти на связь. Безусловно, звонить каждые пять минут в садик не стоит. Но иметь такую возможность необходимо. Опять-таки, позвонить могут и вам — поэтому выключенный аппарат или режим «без звука» не допустимы.

Предупредите воспитателя об особенностях и привычках малыша (например, не любит есть рыбу, зато пробует пластилин на вкус). Вряд ли воспитатель сможет что-то быстро изменить, но, по крайней мере, будет предупрежден, в каких моментах настаивать не стоит (не стал есть рыбные тефтели — не страшно), а в каких — важно проявить бдительность (на занятиях по лепке постоянно пересчитывать кусочки пластилина в руках вашего ребенка).

Планируйте свое расписание так, чтобы быть готовыми в скором времени забрать ребенка. Нежелательно с первого же дня оставлять малыша до самого вечера. Такая разлука может испугать даже тех деток, которые утром отпустили родителей без слез. В первые дни оптимально приводить кроху только на несколько часов. Возможно, исключительно на прогулки, во время которых вы сами будете неподалеку. Получатся прогулки в практически привычном для ребенка формате! Через неделю пробуйте оставить малыша на более продолжительный срок, например, до обеда. Если все хорошо, еще через несколько недель начните забирать кроху после полдника, затем — во время вечерней прогулки.

Обязательно уделяйте время ребенку после садика. Расспросите его о том, как прошел его день, что особенно запомнилось, что понравилось, а что — нет. Если малыш на что-то жалуется, в любом случае будьте на его стороне, и постарайтесь разобраться в причинах произошедшего.

Посещение детского садика — важный период в жизни ребенка. Важный и вместе с тем достаточно непростой, а потому не удивительно, что многие малыши в первое время дома ведут себя не так, как обычно: капризничают, шалят, не слушаются. Это не более, чем способ расслабиться, снять напряжение. Дайте понять ребенку, что вы понимаете все, что с ним происходит, заверьте в вашей безусловной любви и поддержке, проявите терпение. Скоро все наладится!

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Как научить ребенка общению со сверстниками и воспитателем?

Если у вас много родственников и друзей, которые часто бывают в доме, проблем с общением у ребенка будет меньше. Но в любом случае научиться взаимодействовать с другими детьми малыш сможет, посещая детские площадки, специальные развивающие занятия и даже оставаясь под присмотром воспитателей детских комнат в торговых центрах.

Используйте все возможности, чтобы он постепенно привыкал оставаться без мамы и не паниковал, когда ее заменяет другой взрослый. Для этого можно договориться с подругой и на некоторое время оставлять малыша у нее. Еще лучше, если это будет ваша знакомая, у которой тоже есть маленькие дети.

Научите ребенка своевременно обращаться за помощью к взрослым, если у него возникли трудности. Он не должен стесняться сообщать о своих потребностях, в том числе физиологических. Но он должен понимать, что не каждый раз воспитатель сможет сразу же среагировать на его просьбу, ведь остальные дети в группе тоже требуют внимания.

Приучайте кроху чувствовать себя членом коллектива, даже если этот коллектив – ваша семья. Пусть он принимает участие в распределении обязанностей по дому, например, поручите ему поливать цветы или насыпать корм кошке. Не лишайте его удовольствия посидеть со всеми за столом во время обеда, играйте вместе с ним в командные игры, привлекая к этому и гостей.

Физическое развитие

О том, как подготовить ребенка к детскому саду, врачи и педагоги не имеют общего мнения. Одни уповают на возможности иммунитета и стараются, чтобы малышу пришлось как можно меньше болеть. Другие стремятся максимально обезопасить детскую психику от резкого изменения ситуации, поэтому советуют постепенно приучать малыша к группе, воспитателю и садиковскому режиму.

Те и другие по-своему правы, но задача родителя – помочь малышу развиваться гармонично.

Поэтому обратите внимание на все аспекты подготовки.

Кстати. Редкие врачи (самый известный – Комаровский) придерживаются комплексного подхода и считают, что и психика, и иммунитет в равной степени уязвимы и в равной степени стимулируются началом посещения детского сада. Слезы, насморк и легкие капризы – спутники нормальной адаптации.

2-3 года

Учите ребенка сохранять правильную осанку, устойчивость. Играйте с мячиком. Малышу под силу удерживать мяч двумя ручками, бросать, катать, переносить. Несложные подвижные игры будут совершенствовать моторику (ползание, лазание, ходьба, бег, бросание, катание). Предложите попрыгать как зайчики; показать, как птички пьют воду, клюют зерно и т.д.

Рекомендуем почитать: Мешок для сна для новорожденных: плюсы, способ использования

Социальное развитие

В плане социализации и нравственного воспитания детей любого возраста родителям важно:

  • Формировать у ребенка умение и желание играть в группе сверстников.
  • Воспитывать чувство симпатии, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости к другим детям, вежливое отношение к взрослым.
  • Сформировать отрицательное отношение к жадности и грубости, плохим привычкам.
  • Научить использовать слова для вежливого приветствия, прощания, просьбы.
  • Мотивировать соблюдать правила приличного поведения на улице и в помещении.
  • Формировать навыки самообслуживания.

2-3 года

Малыши этого возраста уже должны получить опыт поведения среди сверстников. Хорошо, если ребенок умеет называть свое имя, использовать вежливые слова.

Во время игр с другими малышами обращайте внимание вашего ребенка на особо доброжелательных детишек. Объясняйте, кто поступает хорошо, а кто плохо.