Инструкция по использованию запасного парашюта на параплане

Полёты на параплане сопряжены с различными опасностями, но даже в крайних случаях парапланерист может прибегнуть к помощи запасного парашюта. Для того, чтобы выйти целым и невредимым из любой ситуации, нужно быть уверенным в техническом состоянии своего оборудования, а также знать, когда и как его применять.

Спасительный ранец

Свою задачу Котельников видел не в изобретении парашюта как такового — к тому времени они уже были придуманы и даже применялись в авиации. Но парашютные системы первого поколения представляли собой громоздкие конструкции, которые требовали существенных затрат времени на то, чтобы ими воспользоваться, а гибель капитана Мациевича доказывала, что летчик может и не успеть этого сделать. Значит, нужно было придумать такой парашют, который пилот мог бы всегда иметь при себе и с которым можно было просто вывалиться из аэроплана, пусть даже разваливающегося, и успеть развернуть купол. Сделать это можно было только в одном случае: если парашют был компактно уложен и раскрывался при одном-единственном движении.

Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года

В качестве материала для своего парашюта Глеб Котельников взял тонкий прочный шелк, поскольку только такую ткань можно было сложить максимально компактно. Следующей задачей стал поиск системы, позволяющей сложенному парашюту постоянно находиться при летчике, как это представлялось изобретателю. Поначалу Котельников разместил систему спасения в цилиндрическом шлеме, надетом на голову пилота: оттуда сложенный купол выбрасывался специальной пружиной. Испытания на кукле, сброшенной с крыши котельниковской дачи в Стрельне, доказали, что система срабатывает отлично. Но возникла другая проблема: кукольный пилот переживал рывок раскрывающегося купола без проблем, однако с живого пилота могло как минимум сорвать шлем, а то и травмировать голову.

Тогда было найдено классическое на сегодняшний день решение — заспинный ранец, который Котельников сначала сделал из дерева, а потом из алюминия. Такой вариант крепления позволил разделить парашютные стропы на две группы, что стало с тех пор классикой: при такой конструкции управлять куполом оказалось значительно проще. 9 ноября 1911 года Глеб Котельников получил в России охранное свидетельство на свое изобретение, то есть документ, подтверждающий поданную заявку на оформление патента, а весной 1912 года — французский патент. Годом позже изобретатель дал своему детищу официальное имя РК-1, где буква «Р» означала «Русский», «К» — «Котельникова», а цифра — порядковый номер конструкции.

Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов

Читайте также:  Велотренажер: как правильно заниматься, чтобы похудеть

Когда открывать запаску

Правильно выбрать время открытия запаски — не простая задача. Чем ближе к земле, тем меньше времени остается бросить спасательный круг. Не всегда удается правильно определить хватит ли высоты, чтобы параплан вышел самостоятельно из сложения, ситуация может ухудшиться.

Ситуации, когда использование запаски может быть оправдано:

  1. Столкновение с другим летательным аппаратом
  2. Запутывание строп управления
  3. Порыв крыла и другие неприятности, связанные с разрушением параплана
  4. Сложение купола без возможности восстановления
  5. Жесткие режимы полета в воздухе, а также летные инциденты вышедшие из под контроля
  6. Чрезмерные перегрузки, возможность потери сознания

А также любые другие случаи потери контроля за парапланом близко к земле. Дополнительные параметры, влияющие на ваше решение:

  1. Особенности параплана: как быстро крыло выходит из сложения
  2. Погодные условия
  3. Состояние атмосферы
  4. Близости к земле

Многие парапланеристы пользуются значением нижней границей высоты, до которой еще можно пытаться выправить ситуацию, а после уже нет. Обычное значение критической высоты для новичков – 152 метра (500 футов). При расчете вашего значения критической высоты следует обращать внимание на то, сколько высоты потребуется для полного раскрытия запасного парашюта. Следует помнить, что чем больше купол запасного парашюта и длиннее его стропы, тем дольше он будет раскрываться.

Особое внимание следует уделить скорости снижения на запасном парашюте. Скорость не должна превышать 6,8 м/с (это минимальный стандарт в Германии), при этой скорости по наблюдению Немецкой федерации парапланеризма травматизм значительно возрастает. Рекомендованное значение скорости у большинства производителей запасок – 5,5 м/с, это значение зависит от площади купола и от веса парапланериста с подвеской. Кроме скорости снижения, важна также скорость раскрытия запаски. Получается своеобразная дилемма: чем больше площадь, тем ниже скорость снижения, но больше время раскрытия. Что ставить на первое место каждый решает сам, но оптимальный вариант – придерживаться рекомендаций производителя.

Самым важным параметром, влияющим на скорость раскрытия вашего парашюта, является направление, в котором бросается запаска, и с какой силой. Худший вариант – перед собой. В этой ситуации ваше тело будет падать вместе с парашютом, и вы будете ждать полного вытяжения строп и купола запаски.

Этапы реализации проекта.

Этапы оценки готовности команд и проведения Чемпионата

  1. Отборочная сессия проводится в конце февраля-начале марта.
  2. Контрольный видеозачет — Май.
  3. Финал Чемпионата — Июль

Примечание1. Указанные сроки действительны в случае отсутствия форс-мажорных обстоятельств, следовательно, не соблюдаются в сезоне 2019-2020 гг.

Отборочная Сессия

К Отборочной сессии команды представляют проект конструкции ОПН в виде on-line презентации, в которой должны содержаться ответы на следующие вопросы:

  1. Задачи команды;
  2. Структурная схема соединений электронных узлов (плат, дополнительных электронных узлов и механизмов) с указанием интерфейсов и структуры электропитания;
  3. Краткий алгоритм работы системы спасения;
  4. Система спасения. Если есть в «железе»- продемонстрировать конструкцию, работу механизма активации СС. Показать, как происходит взвод в рабочее состояние. Если нет готовой конструкции — продемонстрировать эскиз, чертеж с пояснениями (рассказом).
  5. Выбор конструкции и расчёт размеров парашюта. Как будут испытываться работа механизма активации СС и парашют?
  6. Предварительный расчет токопотребления. Источник питания. Какой выбрали и почему? Как определяется степень заряда выбранного источника? Как происходит замена или зарядка?
  7. Как (конструктивно) будет происходить обновление программного обеспечения в собранном ОПН?
  8. Какие были проведены, и какие планируется провести испытания и эксперименты по проверке работоспособности электронных узлов и управляющей программы?
Читайте также:  Как убрать живот и бока в домашних условиях, советы, рекомендации

Регламент Защиты

  • Отборочная сессия проходит в режиме on-line, при помощи видеоконференции.
  • Доклад – 7 мин.
  • Командам необходимо тщательно проработать свой доклад, чтобы были раскрыты вышеуказанные вопросы, но при этом строго в рамках регламента.
  • На дополнительные вопросы комиссии отводится 10-15 мин. Материалы (презентация) должны быть предварительно отправлены на электронный адрес, указанный организаторами.
  • По решению Экспертной комиссии командам, не прошедшим Отборочную сессию, может быть назначена пересдача, с начислением штрафных баллов.

Видеозачет

К видеозачету допускаются команды, успешно прошедшие Отборочную сессию. Для прохождения видеозачета командам необходимо не позднее 15 мая (см. Примечание 1)

отправить на электронную почту организаторов видеороликпродолжительностью 5 мин. В видео должны быть показаны:

парашюта с ММГ (макет массо-габаритный, масса которого 410±20гр). Должен быть виден сброс с высоты, достаточной для раскрытия парашюта и замера скорости спуска. Необходимо рассчитать и показать скорость спуска.

  1. Передача телеметрии и работа электронных систем в тестовом режиме.

2.1. Работа радиоканала передачи телеметрии.

Для этого необходимо в пределах видимости камеры расположить собранный ОПН и экран ПК, на котором будет демонстрироваться вывод принятых данных. Отсек полезной нагрузки не должен иметь внешних проводных соединений.

Включить питание ОПН. На экране ПК должны появиться принимаемые данные, строго с Форматом телеметрии и записи данных. Поле TeamID для видеозачета установить CS.

Резко переместить аппарат вверх. Показать изменения соответствующего поля телеметрии.

Выключить питание аппарата.

2.2. Демонстрация работы электронных и механических частей в тестовом режиме.

Расположить аппарат на столе. Закрыть окно фоторезистора светозащитным материалом.

А. Включить питание аппарата со входом в тестовый режим при помощи кнопки тестового режима.

Индикаторы 1,2,3,4 должны светиться, отображая готовность соответствующих систем. Показать.

Б. Сообщить аппарату вертикальное ускорение — резко поднять его вверх. Индикатор 5 должен засветиться. Показать. Рекомендуется ориентироваться на порог 2-2,5g.

В. В течение 10 сек. после «старта» убрать светозащитный материал с окна фоторезистора. Показать, что индикатор 6 засветился.

Читайте также:  Бодибилдерские ошибки в жиме штанги лежа

Г. Через 5 сек. инициируется механизм системы спасения, парашют СС должен выйти из корпуса ОПН. Индикатор 7 светится.

Д. Через 5 сек. включается индикатор 8 и активируется звуковой сигнализатор.

Выключить питание аппарата.

В видеоролик возможно добавить материалы о дополнительных испытаниях. При этом не выходить за рамки максимальной продолжительности – 5 мин. Дополнительные эксперименты можно отправить в виде дополнительного видеофайла продолжительностью макс. 3 мин.

За задержку срока отправки видеоролика начисляются штрафные баллы.

Примечание 2. Режим тестирования — специальный режим, предназначенный для проверки и демонстрации работы систем аппарата. Алгоритм работы аппарата в рабочем режиме отличается от тестового.

Команды, успешно прошедшие этап Отборочной сессии и видеозачета приглашаются к участию в финале Чемпионата, который проводится в начале июля в и Владимирской области (см. Примечание 1

Принцип ловли кастинговой сетью.

Перед тем, как забрасывать кастинговую сеть, необходимо понять технологию ее использования.

  1. Изделие следует правильно сложить, чтобы оно могло развернуться в броске. Для этого придется сложить тяговый трос в левой руке, затем взять снасть за центр, активно встряхнуть (это нужно для ее вытягивания и расправления сетеполотна), проверить, чтобы на грузовом шнуре не было петель.
  2. После правой рукой вы перехватываете сеть за верх, и сворачиваете ее 1-2 петлями (зависит от размера снасти) в левой руке.
  3. Потом на максимальную длину растяните грузовой трос.
  4. Затем нужно набросить сеть на участок воды. Для этого делается 2-3 раскачивающих движения или нужно сильно размахнуться одним. Следует бросок по максимально горизонтальной траектории. Развернувшаяся кастинговая сеть с кольцом покроет ровно такую площадь, какой размер имеет сама.
  5. Далее, огруженная часть снасти начнет опускаться на дно, вам останется только потянуть за веревку, который прикреплен к основанию, чтобы вытащить «мешок» полный рыбы.

Это примерная техника, потому что каждый рыболов приобретает свой опыт методом проб и ошибок.

Кто-то советует захлестывать петлю, которая находится на конце веревки, на левом запястье. Другие же говорят, что более надежным методом будет крепление его на поясе, так он точно не улетит вслед за снастью, случайно соскочив с мокрой руки.

Конструкция кастинговой сети

Свое название сеть парашют получила из-за формы правильного круга, обшитого шпагатом, к которому крепятся свинцовые грузила. Диаметр может быть разным, но принцип устройства практически идентичен. Чтобы удобнее вытягивать «покрывашку», используется центральный плетеный шнур с петлей на конце (крученый вариант абсолютно не подходит). Лучше, если толщина его будет 5-6 мм, тогда он не станет резать руки в момент выборки. Обычная длина – 4-4,5 метра, но рыбаки-любители, хорошо освоившие принципы ловли кастинговой сетью, увеличивают его в полтора-два раза.