Агнисара Крия – полное руководство по выполнению

Бандхам уделяют незначительное внимание в современных «гимнастических» классах по йоге, как практике непонятной, возможно непривычной или невидимой обычному взору. На самом деле бандхи не являются такими уж сложными для регулярной практики и приносят большую пользу всему организму (при условии правильного выполнения). 

Мула бандха

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». Хатха йога прадипика

Для выполнения этой бандхи необходимо придвинуть левую пятку к анусу, колено левой ноги отвести в сторону. Сверху на левое бедро положить правую стопу, и пятку правой ноги также отвести в сторону. Выровнять спину. Затем необходимо сжать промежность,  втянуть ее внутрь, и  на первых порах мысленно представлять как энергия апана вайу (отвечающая за выведение токсинов) поднимается вверх по телу.  В этом заключается все упражнение, которое способно вылечить все болезни, связанные с кишечником, а также помогает йогину достичь духовного просветления. Это работает таким образом, что энергия с первой чакры трансформируется и поднимается в высшие центры. Данную бандху практикуют в сочетании с асанами, пранаямой и медитациями.

Мула-бандху нельзя выполнять людям, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышенным давлением, а также женщинам во время месячных.

В обычной медицине такое упражнение рекомендуется выполнять женщинам перед родами. Также мула-бандха помогает освободиться от гнева (первая чакра отвечает за гнев) и контролировать сексуальные импульсы.

Техника выполнения

Лягте на спину. Если необходимо, положите сложенное одеяло под плечи, чтобы обезопасить шею.

Согните колени, и поставьте стопы на пол так, чтобы пятки оказались как можно ближе к седалищным костям. Руки лежат вдоль туловища, на полу.

На выдохе, вдавливая ладони и стопы в пол, поднимите копчик вверх, двигая его в направлении лобковой кости. При этом напрягайте ягодичные мышцы, также поднимая ягодицы и бедра над полом. Бедра и стопы должны быть параллельны друг другу.

Сложите руки вместе, на полу, под тазовыми костями, и вытягивайте корпус через руки, прогибая его, и, при помощи рук, поддерживайте туловище на плечах.

Старайтесь поднять бедра так высоко, чтобы они оказались параллельными полу. Колени должны располагаться прямо над пятками (выполняя позу, вы стараетесь толкать бедра от пяток вверх). Копчик при этом вытягивайте в сторону коленей, а лобковую кость поднимайте и направляйте в сторону пупка.

Техника выполнения

Немного поднимите подбородок, отводя его от грудины, и прижимая лопатки к спине, подведите и прижмите яремную впадину к подбородку.

Напрягите трицепсы рук, расширьте лопатки, и попытайтесь поднять пространство между ними — от основания шеи — вверх по туловищу. Смысл этого описания говорит о направлении движения верхней части позвоночника.

Это конечное положение. Оставайтесь в нем примерно 30-60 секунд, дыша нормально.

Выход из позы: делая выдох, расслабьте позу, и медленно «расстелите» позвоночник по полу, начиная от шеи.

Использование пропсов

Теперь пару слов об одеялах, которые многие учителя советуют использовать, чтобы обезопасить шею. По моему мнению, когда мы упираемся шеей в одеяло, это может усилить давление в нижней части шейного отдела, потому что это сосредотачивает сгиб шейного отдела на позвонках С5 и С6, которые в Сарвангасане находятся на уровне плеч. Если плечи, бедра, ноги не получается разместить на одной вертикальной линии, вес вашего тела будет сконцентрирован на межпозвоночных связках от С5 и ниже до первого позвонка грудного отдела (Т1), в то время, как С4 и выше находятся в неестественной дуге. Чтобы скорректировать это, многие практикующие двигают свои плечи ближе к краю одеяла. Однако, это увеличивает шанс того, что вы соскользнете, внезапно перенеся вес на ваш полностью согнутый шейный отдел позвоночника.

Советы для начинающих

  • Не передерживайте задержку дыхания (Кумбхаку), задержка должна быть комфортной. Если после задержки дыхания бы делаете судорожный вдох подобно выброшенной на берег рыбе — это сигнал, что вы удерживали задержку дольше, чем следует. Помните, что чрезмерная задержка дыхания не принесёт пользу организму.
  • Не выполняйте эту практику раньше, чем спустя 4 часа после еды. В идеале выполнять её утром, на пустой желудок.
  • Не переходите к усложненной форме Агнисара Крии, если вами ещё не освоен упрощенный вариант.
  • Выбирайте комфортный для себя темп движения животом. Со временем, по ходу освоения практики, темп естественным образом будет увеличиваться.

Удджайи пранаяма. Техника выполнения

  1. Сначала сделайте полный выдох.
  2. Сделайте шипящий и шумный вдох, частично перекрыв голосовую щель.
  3. Во время вдоха не следует напрягать мышцы лица, вдох происходит плавно и равномерно.
  4. После глубокого вдоха задерживайте дыхание как можно дольше. Во время задержки дыхания держите Мулабандху (сожмите мышцы вокруг ануса и подтяните их вверх) и Джаландхара Бандху (опустите подбородок на грудь, «заперев» горло).
  5. Сначала попробуйте задержать дыхание на 8-10 секунд. Постепенно увеличивайте продолжительность задержки.
  6. Затем отпустите горловой замок и спокойно равномерно выдохните с шипящим звуком, голосовая щель при этом должна быть частично перекрыта.
  7. Это один цикл удджайи пранаямы.

Техника выполнения

Исходное положение

Для освоения Горлового замка выберите удобное исходное положение.

Исходное положение 1

Сядьте со скрещены ногами и выпрямите спину, руководствуясь правилами . Постарайтесь прижать колени к полу (если необходимо, поместите под таз возвышенность). Положите ладони на колени. Проверьте, что в теле нет напряжения. Прикройте глаза.

Исходное положение 2

Займите положение стоя, расположив ноги на ширине примерно полметра. Наклоните корпус вперёд, упираясь ладонями чуть выше колен. Выпрямите руки.

Правила выполнения Джаландхара бандхи

Горловой замок выполняется во время задержки дыхания после вдоха или после выдоха. Задержка должна быть комфортной, дыхание после неё не должно быть сбивчивым и неровным. Только в этом случае она принесёт пользу организму.

Алгоритм выполнения

  1. Займите удобное исходное положение. Это может быть положение сидя (см. Исходное положение 1) или стоя (см. Исходное положение 2).
  2. Сделайте глубокий вдох (если планируете выполнять задержку на вдохе) или полный выдох (если планируете выполнять задержку на выдохе). Задержите дыхание.
  3. Наклоните подбородок вниз, прижмите его к груди. Горло должно быть «заблокировано». Приподнимите плечи и направьте их вперёд и вверх.
  4. Удерживайте задержку дыхания столько, сколько комфортно.
  5. Расслабьте плечи, руки, поднимите голову (если выполняли Джаландхара бандху стоя – поднимите корпус). Сделайте выдох (если выполняли задержку на вдохе) или вдох (если выполняли задержку на выдохе).
  6. Восстановите дыхание. Для этого сделайте несколько вдохов и выдохов в естественном ритме дыхания.
Читайте также:  5 асан, которые легко можно делать в кровати по утрам

Видео как выполнять Джаландхара бандху

Ограничения и противопоказания

  • При высоком внутричерепном давлении и заболеваниях сердца не рекомендуется выполнять эту практику без опытного инструктора.
  • За время одного занятия рекомендуется выполнять не более 10 циклов Джаландхара бандхи. Один цикл – это одна комфортная задержка дыхания.
  • Недопустимо дышать во время выполнения Джаландхара бандхи. Вдохи и выдохи можно делать только после того, как вы её отпустите.

Польза и противопоказания дыхания Уджайя

Уджайи — Пранаяма, популярная среди поклонников йоги виньяса-флоу, требующей использовать эту дыхательную практику при выполнении асан.

Она создает разницу давления в груди, брюшной полости, увеличивая потоки энергии, газообмен.

Сужение глотки требует усилий, чтобы объем набранного воздуха был достаточный. Возникает необходимость в подключении мышц, расположенных между ребрами, заставляющих грудную клетку работать.

После включения Мула начинается массаж органов брюшной полости, задействуются 3 нижние чакры. Джаландхара подключает горловую чакру. Это положительный вызов для физического тела. Концентрация мысли на дыхании снижает активность ума.

В духовном плане:

  • очищаются энергетические каналы;
  • повышается уровень восприятия;
  • отрицательные эмоции заменяются положительными;
  • очищается ментальное поле;
  • концентрируется сознание;
  • улучшается память;
  • начинает развиваться дар оратора;
  • начинается гармонизация личности.

Это первая стадия медитации, так как выполняющий упражнение отвлекается от посторонних мыслей. У тех, кто уже занимается медитацией, повышается ее эффективность.

Польза Уджайи в физиологическом плане:

  • активируется чакра Вишуддха;
  • стабилизируется работа щитовидной железы;
  • кислород используется полностью;
  • за счет подключения диафрагмы стимулируется работа сердца;
  • укрепляются органы дыхательной системы, голосовые связки;
  • тренируются легкие;
  • улучшается кровообращение в головном мозге;
  • пропадает тревожность, склонность к стрессу;
  • снижается кровяное давление;
  • стабилизируется, гармонизируется нервная система;
  • повышается качество сна, устраняется бессонница;
  • снижается любая боль (головная, менструальная);
  • исчезает ночной храп;
  • повышается сопротивляемость лор органов, связок к болезням;
  • снижается тревожность во время беременности, тело готовится к родам.

После включения замков стимулируются органы брюшины, после подключения асан выделяется дополнительное тепло. Уджайя является отличным профилактическим средством для болеющих бронхитом.

В процессе выполнения упражнения увеличивается объем кислорода в организме, тело расслабляется.

Польза для женщин

Эта практика полезна всем, но женщинам особенно. При использовании замков, особенно Мула (корневого), тренируются, укрепляются брюшные мышцы, которые у большинства женщин слабые.

В процессе выполнения упражнения подключаются расположенные в нижней области живота органы. Тренируется мускулатура снаружи и внутри, что положительно сказывается на мочеполовой системе.

Если говорить об энергии, ее расходовании, то замок Мула полезен для сохранения, предотвращения бесполезных затрат. У чакры Муладхара начинается Сушумна. При выполнении Мулы создается препятствие, не позволяющее утекать энергии.

Мощный эффект оказывается на вторую и третью чакру, если Мула используется одновременно с Уджайи. Корректируется функциональность пищеварения, устраняются мочеполовые расстройства.

Противопоказания для выполнения упражнения Уджайи:

  • неврологические нарушения;
  • пониженное артериальное давление;
  • наличие болей в голове, головокружения;
  • онкологические заболевания.

Мула бандха

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха — «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища — промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Эта техника позволяет замыкать психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры- ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения. Одно из самых полных описаний дается в 4-ой главе текста Хатха Йога Прадипика:

Читайте также:  Дневник wellness-путешественника: випассана в Таиланде

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него.

Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

Мула бандха

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха — «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища — промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Эта техника позволяет замыкать психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры- ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения. Одно из самых полных описаний дается в 4-ой главе текста Хатха Йога Прадипика:

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него.

Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле

Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».