Арт терапия показания и противопоказания

В западной культуре поход к психиатру или психотерапевту – это чуть ли не обыденная вещь для каждого жителя. У нас же многие люди настолько боятся подобных врачей, а еще больше того, что о посещении «мозгоправа» узнают соседи и знакомые, что предпочитают справляться с психологическими травмами, депрессией и стрессом самостоятельно.

Преимущества применения фитотерапии

Если сравнивать современную фитотерапию и традиционную медицину, то можно увидеть, что наука, основанная на использовании лекарств растительного происхождения, выигрывает:

  • лекарственные травы и другие растения, собранные в экологически чистой местности, не содержат токсинов и гипоаллергенны;
  • в травах, продуктах пчеловодства можно найти практически все те активные вещества, которые производит фармацевтическая промышленность и даже те, которые еще не научились синтезировать в лабораториях;
  • лекарственные травы при правильном применении безопасны для человека, их можно принимать длительное время;
  • травяные экстракты, настойки и другие натуральные лечебные средства мягко воздействуют на организм, потому что их активные вещества связаны с другими соединениями;
  • препараты фитотерапии способны оказывать сильное профилактическое действие: восстанавливают иммунитет, запускают обмен веществ и, таким образом, естественным путем оздоравливают организм;
  • лекарственные средства натурального происхождения оказывают благотворное влияние сразу на несколько органов, что выгодно отличает их от химических лекарств, требующих проведения после курса лечения восстановительной терапии, или одновременного приема препаратов, защищающих печень и другие органы от негативного влияния действующих веществ лекарств.

Виды арт-терапии[править | править код]

  1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве. Популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации. Выражает эмоциональное состояние рисующего.
  2. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
  3. Музыкотерапия
  4. Драматерапия
  5. Танцевальная терапия
  6. Куклотерапия[3]
  7. Песочная терапия
  8. Глинотерапия
  9. Фототерапия[4]
  10. Игровая терапия[5]

Направления арт-терапии

Применение арт-терапии показано при необходимости мягкой коррекции эмоционального фона и психического состояния ребенка, а также для оказания действенной помощи в его самопознании, совершенствовании и дальнейшем общем развитии. Если сказать одной фразой, то общая программа помощи направлена на гармонизацию личности в целом.

Современный метод художественного творчества – арт-терапия разделяется на два направления:

  1. Применение художественных картин, скульптур, музыкальных произведений, прозы и поэзии. При тесном контакте с произведениями искусства создается особое эмоциональное поле и переживание, выравнивающее психоэмоциональный фон, помогающее устранить депрессию, невроз, бессонницу, фобии и пр.
  2. Использование с целью лечения и профилактики самых разнообразных негативных состояний разных видов художественного творчества. Во время занятий декоративно-прикладным искусством активизируется так называемый «процесс включенности» в творческую работу. Занятия имеют мощное тонизирующее действие, способны эффективно и безопасно снять эмоциональное напряжение, увидеть мир с позитивной стороны. Но самое главное – творческий процесс создает все необходимые предпосылки для гармоничного развития человека, независимо от его возраста, диагноза и рода занятий.

С целью коррекции психоэмоционального фона ребенка и взрослого показаны оба метода. В мировой психотерапевтической практике они широко применяются для работы с детьми и взрослыми.

Однако в последние несколько лет именно занятия художественным творчеством становятся все более и более популярными. Этому есть несколько объяснений. Многие люди, никогда раньше не создающие картины и не умеющие держать в руках карандаш и кисть, начинают брать уроки рисования и находят в этом занятии своеобразную «отдушину». Так человек пытается интуитивно найти путь к красоте и гармонии и обрести душевный покой. Самостоятельные занятия, несомненно, дают свой позитивный результат. Но арт-терапия под наблюдением квалифицированного специалиста повышает результативность в разы.

При составлении индивидуальной программы помощи пациентам следует учитывать, что детская арт-терапия кардинально отличается от занятий со взрослыми и имеет свои характерные особенности. Их следует учитывать, организуя уроки с малышами разного возраста.

История арт-терапии

Искусство сопровождало и поддерживало человека, начиная с доисторического времени. Оно активно использовалось людьми в ходе ритуалов, магических и исцеляющих практик и в качестве эффективной формы их взаимодействия друг другом, освоения и преобразования окружающей среды. Оно также всегда служило средством отражения и организации внутреннего мира человека, реализации его духовной сущности, постижения им смыслов существования. Уходя своими корнями в многовековые пласты духовной культуры человечества, питаясь огнем творческого вдохновения, арт-терапия как одна из форм лечебной, помогающей деятельности, объединившей в себе искусство, медицину, психологию и педагогику, конечно же, не является изобретением ХХ века.

Хотя оформление арт-терапии в самостоятельное направление лечебно-профилактической работы, начиная с середины ХХ века, более активно происходило в таких странах, как США и Великобритания, ее с полным основанием можно признать универсальным, общечеловеческим феноменом. Благодаря сочетанию различных объективных и субъективных факторов, примерно к середине ХХ века создались более благоприятные условия для ее становления и общественного признания. В качестве таких факторов часто рассматриваются:

  • социальные инициативы некоторых художников, стремившихся более активно реализовать сдоровьесберегающий потенциал изобразительной деятельности в интересах людей, страдающих психическими и физическими недугами,
  • развитие психотерапии, в особенности, психоанализа с его повышенным интересом к использованию искусства с целью познания и гармонизации внутреннего мира человека, преодолением конфликта между сознанием и сферой бессознательного,
  • интерес психиатров к изобразительной деятельности пациентов как одному из инструментов изучения нарушений психической деятельности и защитно-стабилизирующих факторов при психических расстройствах.
Читайте также:  10 эффективных упражнений на растяжку для шпагата

Необходимо отметить некоторые особенности развития арт-терапии в нашей стране, связанные с вкладом разных специалистов – художников, психотерапевтов и психиатров. В отличие от некоторых стран с характерной для них активной ролью художников в становлении арт-терапии, ведущую роль в развитии отечественных аналогов арт-терапии, играли психиатры и психиатры-психотерапевты. Так, еще в 1970-80 гг. в СССР отмечался определенный всплеск исследований изобразительного творчества пациентов с клинико-психиатрических позиций. В 1980-е гг. начал развиваться оригинальный отечественный метод клинической психотерапии – Терапия творческим самовыражением (ТТС) (Бурно, 1989).

В 1980-е гг. в Ярославле, на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института В.В. Гавриловым создается учебный музей психопатологической экспрессии, постепенно трансформировавшийся в центр междисциплинарного исследования творчества людей с проблемами психического здоровья, крупнейшее в Российской Федерации и Восточной Европе собрание художественных работ людей с проблемами психического здоровья. С начала 2000-х годов искусством на основе системного подхода, традиций отечественной личностно-ориентированной психологии и психотерапии оформляется отечественная модель клинической системной арт-терапии (КСАТ) (Копытин, 2010, 2015).

Очевидно, что арт-терапия в разных странах развивается по-разному, в зависимости от специфики форм изобразительного искусства, культурных традиций, социальных и экономических условий, систем медицинской и социальной помощи населению, традиций образования, развития институтов гражданского общества и иных факторов. Вместе с тем, есть определенные общие тенденции и закономерные стадии, связанные с оформлением и институционализацией арт-терапии в качестве узаконенной формы помогающей деятельности на основе использования творческой активности представителей разных социальных и клинических групп.

Изучение специфики развития арт-терапии в разных странах позволяет признать, что, несмотря на определенные различия, оно обычно предполагает три следующих основных этапа:

  1. этап предшественников и пионеров арт-терапии;
  2. этап начального становления профессиональной арт-терапии;
  3. этап укрепления позиций профессиональной арт-терапии.

Хотя развитие арт-терапии в нашей стране началось позже, чем в некоторых странах, за последние 20 лет происходило укрепление ее позиций в разных сферах ее практического применения. Параллельно с этим, происходило повышение требований к эффективности и научности ее методов; формирование новых теоретических моделей арт-терапии, уделяющих большее внимание роли культурной, социальной среды, экологии, политике, организационное оформление отечественного арт-терапевтического сообщества.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
  1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  2. Снижение уровня стресса.
  3. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  4. Преодоление возрастных кризисов.
  5. Решение семейных конфликтов.
  6. Повышение навыков коммуникации.
  7. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  8. Проработка психологических травм.
  9. Преодоление фобий.

Принципы интерпретации в арт-терапии

  1. Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
  2. Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
  3. Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
  4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
  5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.

«В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».

Этапы арт-терапии

  1. Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
  2. Основной этап — работа с ребенком.
  3. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
  4. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
  5. Завершающий этап (терминация).

«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».

Читайте также:  Йога для беременных: особенности практики для будущих мам

Методы арт-терапевтического процесса

  1. Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
  2. Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
  3. Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  4. Песочная терапия.
  5. Терапия водой.
  6. Игротерапия.
  7. Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
  8. Танцевально-двигательная терапия.
  9. Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
  10. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  11. МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Примеры арт-терапевтических методик

Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства. Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.

Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

Примеры арт-терапевтических методик

Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее.  Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.

Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию.  Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.

Примеры арт-терапевтических методик

Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы.  Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.

Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.

Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:

Примеры арт-терапевтических методик
  1. А. Копытин «Арт-терапия — новые горизонты»
  2. А. Копытин «Арт-терапия женских проблем»
  3. А. Копытин «Арт-терапия детей и подростков»
  4. Г. М. Ферс «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство»
  5. Т. Зинкевич-Евстигнеева «Игра с песком. Практикум по песочной терапии»
  6. Т. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
  7. М. Шевченко «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей»
  8. В. Никитин «Арт-терапия. Учебное пособие»

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Примеры арт-терапевтических методик

Арт-терапия на дому

Среди всех новых направлений психотерапии занятия творчеством все больше и больше становятся популярными благодаря своей многофункциональности. Их активно используют как самостоятельно, так и в дополнении к гештальт-терапии. Человек может заниматься лечением дома. Возможности домашней арт-терапии распространяются только на индивидуальные занятия. Групповая система на дому малоэффективна.

Самостоятельно избавиться от стресса, снять физическое и умственное напряжение и хорошо провести время можно с использованием антистрессовых раскрасок. Заполняя разными цветами пространство черно-белых иллюстраций, человек отключается от внешнего мира и выражает свои чувства и эмоции. Занятия на дому подходят для маленьких детей.

Сказкотерапия от родителей дает малышам возможность успокоиться и полностью погрузиться в мир собственных фантазий. Также популярна и куклотерапия. Используются как лечебные, так и развивающие методики.

Арт-терапия на дому

Сущностные психоэмоциональные проблемы свойственны и взрослым. Специфика терапии в том, что каждый человек может выбрать для себя занятие, которое ему ближе по духу. Психологи помогут подобрать метод, кратко объяснять его суть, а выполнение задания проводится самостоятельно. Кому-то по духу рисование, другим ландшафтный дизайн, некоторые пишут стихи, вкладывая в слова свои чувства. Символы спокойствия и радости прячутся в занятии любимым делом.

Сказкотерапия подходит для детей и может проводиться на дому

Читайте также:  Лечебная йога: 5 простых упражнений для спины и поясницы

Виды и методы арт-терапии

Библиотерапия — это метод психокоррекции, который также относят к арт-терапии. Что это такое? Библиотерапия включает в себя психокоррекционные методики воздействия на пациента с помощью литературы, специально подобранной для конкретного случая. Применяется библиотерапия для гармонизации состояния психики пациента, она помогает справляться с физическими и психическими патологиями. Можно проводить библиотерапию в библиотеке, на природе, на индивидуальных занятиях. Это отличный метод арт-терапии для беременных, подростков, страдающих неврозами и психическими расстройствами людей, да и для всех, кто хочет решить проблемы личностного характера. Библиотерапия известна еще со времен Средневековья.

Фототерапия – путь к себе через фотографию. Фототерапия применяется в коррекционно-лечебной деятельности с 70-х годов прошлого века. Суть заключается в создании авторских фотографий либо в выполнении специальных упражнений по арт-терапии с использованием готовых, специально подобранных снимков. Психолог может предложить пациенту описать восприятие определенных образов на фотографиях, составить из них коллаж или инсталляцию. Фототерапия проводится в рамках как групповой арт-терапии, так и индивидуальной. В процесс создания инсталляции можно ввести и дополнительные техники. Фототерапия хорошо сочетается с такими арт-приемами, как терапия рисованием, танец или театр с использованием снимков.

Виды и методы арт-терапии

Другие варианты лечения искусством

  • Музыкотерапия. Применяется, как вспомогательное средство в дополнение к другим техникам психотерапии, для коррекции психосоциальных сторон различных психосоматических расстройств. Терапия музыкой также популярна в воспитательно-педагогической практике.
  • Драматерапия. Это метод символического самовыражения с помощью театрально-драматических средств. Позволяет с помощью творчества распознать и смягчить психические расстройства, комплексы и социально-психологические проблемы.
  • Танцевальная терапия – способ эмоционально-физической интеграции через танцевальные движения. Основывается на принципе единства тела и психики.
  • Куклотерапия. Чаще всего применяется в семейной психотерапии для коррекции поведения детей, подростков и всех членов семьи путем театральных кукольных постановок.
  • Логоритмика – сочетание речи и движений под музыку. Применяется в виде индивидуальной либо групповой арт-терапии для лечения детей с дизартрией, заиканием, задержками речевого развития, слабой моторикой и другими проблемами.
  • Песочная терапия в психологии применяется, как инструмент психоанализа, символического самовыражения, познания глубинных свойств сознания и собственной картины мира, а также для снятия психического напряжения.
  • Сказкотерапия. Это один из вариантов такого вида арт-терапии, как библиотерапия. Часто применяется в воспитательных, образовательных и психотерапевтических целях при работе с детьми.

Альтернативные арт-терапевтические методы

Виды и методы арт-терапии

Нередко психологи используют комбинации различных направлений арт-терапии, добавляют новые прочтения, интерпретации и техники. Нетрадиционный подход к арт-терапии порой позволяет сделать психокоррекцию более индивидуальной, охватить более широкий спектр психотерапевтических задач. Одним из вариантов нетрадиционной арт-терапии является применение техник ландшафтной арт-терапии. Суть ландшафтной арт-терапии заключается в поиске на определенной территории всевозможных предметов, которые после используются для создания арт-объектов. Специалист по ландшафтной арт-терапии наблюдает за пациентами в течение всего процесса, как в кабинете, так и за его пределами во время поиска исходных материалов. Реализация ландшафтной арт-терапии проводится в различных формах, ее техники с успехом используются в работе с детьми, взрослыми, пожилыми и семьями. Программы ландшафтной арт-терапии могут иметь лечебную, профилактическую и личностно-развивающую направленность.

Арт-терапия методики

Современная арт-терапия имеет бесконечное множество направлений и методик. Поэтому сегодня достаточно легко подобрать индивидуальный метод арт-терапии, который будет наиболее полно отражать состояние психики личности, и, наряду с этим, будет хорошо ею восприниматься.

Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную.

Пассивная методика заключается в потреблении клиентом творческих произведений, созданных другими индивидами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения и т.д. Активная методика основана на создании творческих продуктов самостоятельно клиентом, при этом эстетическая ценность и красота их творений не оценивается.

Методы арт-терапии позволяют психотерапевту оптимально объединить в себе индивидуальный подход к пациенту и групповые формы работы. Арт-терапевтические методики, как правило, присутствуют во всех программах пихокоррекции при этом, дополняя и обогащая их.

Арт-терапевтическое воздействие основано на механизме сублимации, заключающееся в перенаправлении энергии психики от травмирующего фактора к приемлемому выходу – творчеству. Другими словами, если у субъекта накопились тревожные переживания, он может попытаться их выразить посредством творческой деятельности и почувствовать облегчение. В этом и заключается целительное влияние арт-терапии. Однако создать образ того, что волнует, является всего лишь первым шагом. Вторым шагом будет трансформация образа в позитивное русло. Одновременно с изменением образа происходит и трансформация внутреннего представления, благодаря чему индивид находит выход из, казалось бы, ранее безвыходной ситуации.

Психокоррекционные занятия с применением арт-терапевтических методик и техник особенно эффективны при работе с младшими школьниками, так как они не утомляют детей, у них сохра­няется работоспособность и активность на протяжении всего занятия.

А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Показание для проведения арт-терапии

Показаниями к лечебной терапии может стать любое отклонение психоэмоционального или психического состояния человека. К наиболее распространенным относятся:

  • Стресс, депрессия, подавленное настроение.
  • Импульсивность и эмоциональная неустойчивость.
  • Страхи, фобии.
  • Заниженная самооценка, негативная «Я-концепция».
  • Повышенная тревожность.
  • Психологическая неудовлетворенность собой или какими-либо отношениями.
  • Беспричинная раздражительность и конфликтность.
  • Замкнутость и психическое напряжение.
  • Психологическая травма.
  • Нарушение коммуникативных качеств.
  • Возрастные кризисы.
  • Задержка психического или речевого развития.