Что такое свами шивананда йога. Основные асаны

Если вы начнете заниматься йогой, то вам будет интересно узнать, что такое виньяса йога, ее отличительные особенности. Каковы 8 шагов аштанга йоги и как начать практиковать эту практику.

Различные пути

Все разнообразные пути Йоги ведут к одной и той же точке или источнику. Их часто сравнивают с разными реками, впадающими в море. В начале они текут совершенно отдельно и носят разные имена. Однако по мере движения от истока к устью они начинают сливаться друг с другом пока, в конце концов, их не поглощает океан. В нем реки полностью теряют свою индивидуальность. Так же обстоит дело и с различными направлениями Йоги. Поначалу они обладают специфическими особенностями и порой даже кажутся противоречащими друг другу, но по мере движения по одному или нескольким из этих путей, их различия исчезают. Все направления Йоги объединяет одна цель: физическое здоровье, спокойствие ума и высшее осознание.

Вот перечень основных ответвлений Йоги: Мантра Йога, Кундалини Йога, Лайя Йога, Хатха Йога, Раджа-йога, Патанджали Йога, Бхакти Йога, Дхьяна Йога, Свара Йога, Карма Йога, Крийя Йога, Джапа Йога, Джняна Йога. Существует и много других, и мы попытаемся кратко охарактеризовать эти различные пути на последующих страницах.

Все множество вариантов Йоги можно ориентировочно разделить на 9 основных групп. Они соответствуют самым главным аспектам нашей личности.

Краткая история дашанами-санньясы

Традиция адвайта-веданты прослеживается на двух уровнях — герменевтической преемственности комментариев к работам по веданте и религиозной установки на отречение от мира. Эти два аспекта глубоко связаны друг с другом, ибо большинство известных авторов адвайтических текстов были членами ордена дашанами-санньясы, основанного в VIII веке. В те времена признанным духовным наставником в Индии считался Ади Шанкарачарья, распространявший философию адвайты, которая ведет к получению опыта наивысших ступеней йоги. Именно он и стал основателем движения санньясы, призванного объединить различные группы отшельников, которые были рассеяны по всей стране, общей идеей санатана-дхармы — «священного долга». Приверженцы этого течения донесли до нас и продолжают передавать вечное послание единства всех вер, достигающего высшей точки в адвайте — недвойственном видении действительности, где все вещи существуют согласно своей подлинной сути. Их легко отличить по внешнему виду: все дашанами-санньясины придерживаются традиции эка-данди, т. е. носят с собой только деревянную палку, символизирующую тождество Брахмана и Атмана.

Шанкарачарья организовал дашанами-сампрадая, или «орден десяти имен», путем устроения четырех главных матхов (монастырей): в Шрингери на юге, Пури на востоке, Двараке на западе и Джьотире на севере, что соответствует священной географии Индии. Орден получил свое название по десяти (даша) именам (нама), которые принимают санньясины при вступлении. Десять имен распределены среди четырех монастырей следующим образом: Сарасвати, Бхарати, Пури относятся к Шрингери; Тиртха, Ашрама — к Двараке; Сагара, Гири, Парвата — к Джьотиру; Тиртха, Аранья, Вана — к Пури. Однако номинальное присоединение к определенной ветви ордена не предопределяет проживание в одном из монастырей; напротив, монахи продолжают постоянно странствовать по всей стране. В северной Индии санньясины организованы в отдельные акшады, главы которых обычно избираются в период кумбха-мелы, когда происходит и присоединение новых монахов. Но только в Шрингери, к которому относится имя «Сарасвати», сохранилась непрерывная линия преемственности от Ади Шанкарачарьи, тогда как в остальных монастырях последовательность была прервана в силу различных исторических причин и стала восстанавливаться совсем недавно.

Кроме четырех главных известно множество других монастырей, многие из которых были первоначально официальными подразделениями ордена, а затем превратились в независимые учреждения. Вообще, различные монастыри в Индии работают вполне независимо друг от друга, и руководители дашанами-санньясы обычно не вмешиваются в их внутренние дела, если это не требуется. В дополнение к традиционным матхам и акшадам существуют современные монашеские ордена, созданные представителями дашанами-сампрадая. Среди них духовная преемственность по линии Шрингери прослеживается не только в Обществе Божественной Жизни, основанном Свами Шиванандой Сарасвати, но и во всемирно прославленных Миссии Рамакришны, установленной Свами Вивеканандой, и Миссии Чинмайи под руководством Свами Чинмаянанды. Хотя последние из названных организаций почти игнорируют хатха-йогу, они объединяют адвайта-веданту с практикой высших ступеней йоги и тоже делают акцент на необходимости социального служения. Также эти современные учреждения имеют тенденцию распространять свое влияние на Западе, равно как и в Индии, и часто в совокупности их обобщают в понятие нео-веданты.

Важно понимать, что адвайта-сампрадая не является шиваистской сектой, и члены ордена поклоняются Шиве и Вишну наряду с другими индуистскими божествами. Тем не менее, бог Шива — образец отшельника, и самого Ади Шанкарачарью почитают как воплощение Шивы, поэтому современные руководители ордена имеют большое влияние на шиваистские общины. Последующие гуру адвайтической традиции, которых тоже называли «Шанкарачарьями», избирались преимущественно среди особого клана смартов, объединяющих внутренние ведические ритуалы с религиозными аспектами индуизма. Распространенный обряд поклонения панча-ятана-пуджа предлагается пяти божествам: Шиве, Вишну, Шакти, Ганеше и Сурье, хотя в его проведении существует много местных особенностей. Существенно, что индуистская ритуальная практика занимает в традиции санньясы далеко не последнее место, и для шивананда-ашрамов вполне типично чередование в повседневном распорядке практики асан и пранаям с проведением пуджи или самкиртана. Совершенно естественно утверждение, что хатха-йог должен концентрироваться на чакрах и покровительствующих им божествах.

Что дает виньяса йога

Многие практикующие уже заметили положительный эффект аштанга йоги после довольно короткого периода времени — спортивная и подтянутая фигура, потеря веса, улучшение самочувствия и общее выздоровление.

В результате занятий:

Что дает виньяса йога
  • все группы мышц развиты, гибкость тела увеличивается;
  • фигура становится в форме;
  • человек очищается на уровне энергии;
  • организм выводит токсины;
  • повышается концентрация внимания и настойчивость, улучшается успех на работе;
  • внутренние органы настроены на эффективную работу, ускоряется обмен веществ.
Читайте также:  25 сильных мандал для денег и удачи в работе

Самое главное, что человек гармонизирован. Он приходит к внутренней гармонии и спокойствию.

Цели Аштанги-виньясы йоги

Виньяса означает осознанное движение, выполняемое в полной синхронизации с дыханием. Во время занятия элементы выполняются не отдельными подходами, а одно упражнение как бы перетекает в другое с помощью виньясы, связки, выполняемой в перерывах между асанами (это может быть медитация, замки, концентрация).

Задачи, которые ставит Аштанга-виньяса перед своими последователями:

  • растяжка, выносливость, укрепление мышц;
  • одновременно с тяжелыми физическими нагрузками сохранять состояние медитации;
  • выдерживать правильное дыхание;
  • удерживать концентрацию на ощущениях.
Цели Аштанги-виньясы йоги

Практика эта достаточно жесткая и динамичная. Больше всего подойдет мужчинам для развития физической силы, выносливости и испытания крепости духа, а также желающим похудеть (от колоссальных нагрузок лишний вес уходит быстро, а вместе с потом выходят шлаки и токсины).

Предлагает Аштанга-виньяса последовательность из серий, каждую из которых нужно освоить в полной мере, чтобы переходить к следующей. Первое время придется нелегко даже физически сильным людям, но возможности организма быстро возрастают.

История создания

Это направление йоги разработано Свами Шиванандой, учеником Свами Шри Вишвананда Сарасвати.

Свами Шивананда (1887-1963), получивший от родителей имя Куппусвами, занимался духовной практикой с самого детства. Получив медицинское образование, он стал блестящим хирургом, известным не только своими профессиональными качествами, но и добротой и состраданием.

В 1913 году он отправляется в Малайзию, где до 1922 года ведет врачебную практику. Там он, со свойственной ему широтой души, бесплатно лечил бездомных и нищих, покупал им еду и лекарства. Однажды он помог бродячему монаху, который в благодарность стал учить его йоге и веданте.

Став все чаще задаваться вопросами духовности, Куппусвами оставил все свое имущество и стал отшельником, отправившись в путешествие по Индии. В Ришикеше он встречает Свами Шри Вишвананда Сарасвати, который становится его гуру и дает ему новое имя – Шивананда («блаженство Всевышнего»).

В 1932 году Свами Шивананда открывает свой ашрам в Ришикеше, который и по сей день притягивает к себе духовных искателей. В 1936 году он основывает «Общество Божественной Жизни», а в 1945 году – «Аюрведическую фармацию Шивананды», где производились медикаменты из гималайских трав. В 1948 году Шиванада создает в Ришикеше «Лесную академию йоги и Веданты», которая стала прообразом первого западного курса обучения учителей.

В 1957 году он отправляет на Запад своего ученика — Свами Вишнудевананду, чтобы тот распространял его учение простым людям.

В 1969 году в Канаде Свами Вишнудевананду основал первый TTC – Курс обучения учителей йоги.

Внимание!

Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как к панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторой практики. Поэтому начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразу же полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, по крайней мере на начальном этапе, даже если результаты применения Йога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случается нередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, кто обладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего больше терять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который во многих случаях оказывается более чем оправданным.

Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою книгу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор продуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения, простоту, доступность и эффективность предложенных практик и их всесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить к применению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясь со специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющими опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками, хорошо знакомыми с практикой Йоги.  

Stand-Up Paddle Yoga (SUP Yoga)

Этот стиль йоги, практикуемый на специальной доске в открытом водоеме или в бассейне, начали развивать еще в 60-х годах на Гавайях. Такое занятие – настоящий вызов для баланса.

Stand-Up Paddle Yoga (SUP Yoga)

Действительно, удерживать равновесие, даже просто стоя на доске, находящейся на воде, а тем более выполняя различные асаны (в том числе балансы на руках и перевернутые), очень сложно. Зато тело непременно оценит такие усилия: многие мелкие мышцы-стабилизаторы будут задействованы на протяжении всего занятия, улучшится контроль над телом, практика станет более осознанной.

Вред и противопоказания

Как у любой тренировки тела, занятия йогой не совсем безопасны, особенно в том случае, если игнорировать базовые принципы занятий:

  • неправильное соотношение нагрузки и уровня подготовки практикующего;
  • неверное выполнение асан;
  • проведение занятий в плохо проветриваемом помещении;
  • недостаточная компетентность инструктора;
  • переполненный зал на занятиях в студии, вследствие чего инструктор не успевает проверить работу каждого посетителя;
  • выполнение асан второпях, не разогрев предварительно тело;
  • нерегулярное посещение занятий;
  • неправильно выполняется дыхательный цикл между и во время асан;
  • если имеются противопоказания по здоровью.

При некоторых заболеваниях занятия хатха-йогой могут быть строго противопоказаны, либо для их посещения понадобится консультация у доктора. К примеру, ни в коем случае нельзя практиковать йогу, если на данный момент происходит обострение хронических, либо имеющихся серьезных заболеваний, таких, как рак в любой стадии, проблемы с головным мозгом, реабилитация после инфаркта и инсульта, грыжа, а также психические расстройства.

Опасно начинать практиковать йогу беременным, однако, в том случае, если будущая мама уже занималась хатха-йогой, то необходимо будет просто подобрать специальную (безопасную) программу для занятий.