Феномен Гуру-йоги в йогической традиции сиддхов

Йогатерапия – это популярное направление альтернативной медицины, позволяющее лечить многие болезни с помощью йогических практик. Йога как терапия давно доказала свою эффективность для оздоровления организма благодаря сочетанию многовекового опыта с прогрессивными технологиями современной медицины.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Происхождение йоги и ее первоисточники

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Читайте также:  Женская йога: асаны, которые помогают снять боль при менструации

Терапевтические асаны

Каждая асана оказывает свое терапевтическое воздействие на организм:

  1. Падмасана или поза лотоса приводит к физической и психологической устойчивости, нормализует работу центральной нервной системы.
  2. Сиддхасана предназначена для достижения спокойствия и уравновешенности.
  3. Ардха Матсиендрасана приводит к улучшению гибкости позвоночника, придает решительности и уверенности в себе.
  4. Матсиасана подходит для лечения простудных заболеваний, тонзиллита.
  5. Ваджрасана подходит для гипотоников, на которых оказывает общеукрепляющее действие.
  6. Вакрасана позволяет укрепить и оздоровить организм.
  7. Пашимотасана лечит органы брюшной полости, обогащает биологической силой и энергией.
  8. Хастападасана лечит болезни брюшной полости, оказывает положительное влияние на головной мозг.
  9. Триконасана подходит для восстановления организма после перенесенного инфекционного заболевания.
  10. Уддияна бандха применяется для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  11. Бхуджангасана оказывает терапевтическое воздействие при искривлении позвоночника, служит профилактикой образования камней в почках.
  12. Наули благотворно сказывается на функциях ЖКТ, усиливает сексуальную энергию.
  13. Дханурасана – еще один способ улучшения половой функции и профилактики болезней мочеполовой системы.
  14. Ардха Бхуджансагана развивает костную систему.
  15. Сарвангасана избавляет от заболеваний органов пищеварительной системы, сахарного диабета.
  16. Салабхасана служит профилактикой запоров, способствует укреплению мышц спины, оздоравливает почки.
  17. Халасана эффективна при сахарном диабете, опущении брюшной стенки, устраняет головную боль.
  18. Випарита Карани излечивает от зоба, лечит базедову болезнь, заболевания легких, способствует омоложению кожи лица.
  19. Симхасана лечит ангину.
  20. Сиршасана применяется для улучшения остроты зрения, асана развивает мозговые функции, омолаживает организм.

Падмасана. Сиддхасана. Ардха Матсиендрасана Матсиасана. Ваджрасана. Вакрасана. Пашимотасана. Хастападасана. Триконасана. Уддияна бандха. Бхуджангасана. Наули. Дханурасана. Ардха Бхуджансагана. Сарвангасана. Салабхасана. Халасана. Випарита Карани. Симхасана. Сиршасана.

Почему йога связана с коронавирусом?

О коронавирусе говорят и пишут сейчас столько, что может показаться надуманной взаимосвязь йоги и этого заболевания, прослеживаемой только для того, чтобы быть «в тренде». Но всё же, не забывайте, что йога – это стиль жизни. Стиль, который способен сделать Вас сильнее, спокойнее и добрее. Наверное, во время всеобщей истерии вокруг массового информационного вброса и реальной угрозы заболевания, стоит постараться стать более сильным в физическом, моральном и эмоционально-волевом плане. Поэтому, стоит заняться йогой.

Гуру-йога и самотрансценденция

«Можно постигнуть смысл Вед и их шесть отвлечений, и все научное знание тоже; даром стихотворства можно обладать, и прозу хорошую или стихи творить. Но если мысль не устремлена к лотосовым стопам Учителя, к чему, к чему же тогда все это?»

Шри Ади Шанкарачарья

«Восемь шлок Гимна Учителю»

«Те, кто не выпил с почтением нектар наставлений своего Учителя, умирают от жажды в безводной пустыне бесконечного множества текстов».

Махасиддха Сараха

Путем к передаче созерцательного присутствия является Гуру-йога, а источником реализации и благословения является сознание Гуру. Считается, что до тех пор, пока мы не можем получить такую передачу от Гуру, то, независимо от того, как долго мы следуем духовному пути, скорее всего, нам невозможно будет открыть недвойственную природу нашего сознания. На пути Ануттара-тантры в традиции сиддхов Гуру рассматривается не как обычный, умудренный опытом человек и даже не как воплощение какого-либо конкретного божества. Гуру олицетворяет собой бесконечное Сознание, принцип Ясного Света, неотделимый от ученика.

«Мастер – это нисходящая божественная милость. Милость – это Мастер. Мастер – это свет, Свет – это Мастер». «Сиддха-сиддханта-паддхати Горакша»

(гл. 5 «Милость Гуру» )

По сути, это бесконечное Сознание содержит в себе единство всех Учителей, святых и является самим учеником, а его слова – это сила Всевышнего Источника (Атма-Шакти), которая передается ученику через наставления. Поэтому говорится:

«Достижение самадхи обретается заслугами, накопленными ранее, это достигается милостью Гуру и самоотдачей ему. Йог, чей ум становится все более просветленным, получает высшее переживание, когда он имеет доверие к Гуру».

Читайте также:  Кундалини йога похудение пять основных упражнений

«Гхеранда Самхита» (7. 1, 7. 2)

«Самоотдача» в данном контексте означает, что, получив передачу от Учителя, ученик входит в особое состояние сознания – естественное состояние. Тренируясь оставаться в этом состоянии, ученик стремиться полностью предаться ему, растворив свое индивидуальное «я» во Всевышней Сущности, которую символизирует Духовный Учитель.

«Не в лесу и даже не в собственном доме, не в трудах и не в бренном теле обитает мысль моя. Но если мысль эта не стремится к лотосовым стопам Учителя к чему, к чему же тогда все это?»

Шри Ади Шанкарачарья

«Восемь шлок Гимна Учителю»