Последовательность освоения и выполнения практики различных Пранаям

Тот, в ком жир или слизь избыточны, должен выполнять шаткарму (шесть очищающих техник), прежде всего. Другим, в которых доши сбалансированы, не обязательно делать их. Дхаути, басти, нети, тратака, наули и капалабхати; это известно как шаткарма или шесть процедур.

История

Согласно легенде считается, что в этот мир знания о йоге принес Шива, бог-покровитель всех аскетов, и через мудреца Матсиендру эти знания распространились по нашей планете. Матсиендра будучи в обличье рыбы услышал разговор Шивы со своей женой Парвати в момент передачи знаний, так Йога дошла до наших дней и получила признание.

Йога, ведическая культура и Россия тесно связаны между собой и имеют общие корни. Согласно преданиям 7 мудрых учителей с севера – СаптаРиши, принесли знания на территорию современной Индии после катаклизма, который произошел на севере нашей планеты.

Техника собрала вокруг себя большое количество легенд, главной из которых является история о том, что учение пришло к людям от Шивы. Именно Шива чаще всего упоминается в классических работах, как гуру, который передал смысл духовных занятий.

Современные исследователи считают, что свое развитие метод получил в 10-11 веках и был разработан Матсьендранатхом и его последователем Горакшанатхом. Будучи основателями метода натха, который стал основой в развитии традиционного вектора хатха йоги.

Горакшанатх сгруппировал и уравновесил уже действующие необходимые техники соприкосновения сознания с телом через нагрузки и виды дыхательных комлпесов. Тантрика стала дополнением к новому виду.

Авторство многих текстов хатха-метода приписывается Горакшанатх, среди них Йога-мартанда, Горакша-штака, Горакша-паддхати, Джняна-амрита, Аманская йога и другие.

Новая волна учений появилась в 15-16 веках, когда йогический мудрец и последователь школы натхов — Свами Сватмарама издал учение «Хатха-йога-прадипика». Содержание считается классическом текстом вида, который систематизировал в себе другие техники первоначального метода.

Большинство учений трактуют занятия техникой как комплексный вид психологических и физических действий, которые дают возможность укреплять и прорабатывать мышечные ткани с помощью нагрузки, обновляя энергетические центры и работу внутренних органов подготавливая практикующего перед началом йоги раджа.

Джала-нети (промывание носа водой с помощью чайника)

Для этой практики необходим специальный сосуд, называемый нетипот. Если такого не найдется, используйте заварочный сосуд чистой водой, подогретой, но не слишком горячей. Добавьте в сосуд соль из расчета одну чайную ложку на пол-литра воды. Перед процедурой убедитесь в том, что соль полностью растворилась.

Читайте также:  Йога в домашних условиях для начинающих, 10 простых упражнений

Вставьте носик сосуда в левую ноздрю. Медленно наклоните голову вправо, чтобы вода начала вливаться в левую ноздрю. Рот должен быть открыт, так как дышать придется именно ртом, а не носом.

Вода должна вливаться в левую ноздрю, а выливаться через правую. Это произойдет автоматически при условии, что сосуд и голова наклонены правильно, а дыхание происходит через открытый рот.

Позвольте воде свободно литься через ноздри. Затем уберите сосуд и прочистите нос, с силой, как это делают в бхастрика-пранаяме, продув его. Но не напрягайтесь при этом слишком сильно.

После этого повторите то же самое, вливая воду в правую ноздрю и наклоняя голову окончании повторите еще раз — влейте воду сначала в левую ноздрю, а затем в правую.

Просушивание носа

Теперь нос должен быть полностью прочищен и просушен следующим образом.

Станьте прямо, ноги держите вместе. Сомкните руки за спиной. Наклонитесь вперед так, чтобы голова оказалась между ног, а макушка была бы направлена вниз. Задержитесь в этом положении примерно на 30 секунд. Это позволит всей воде вытечь из носа. Находясь в этом положении, с силой продуйте ноздри 5 раз и выпрямитесь. Закройте одну из ноздрей, мягко нажав на нее сбоку пальцем. Вдохните и выдохните с силой 30 раз в быстром темпе, стараясь, чтобы при выдохе из носа удалялось максимальное количество влаги. Повторите то же самое с другой ноздрей, а затем с обеими ноздрями одновременно. Если в носу все еще останется вода, повторяйте процесс осушения до тех пор, пока нос не станет совершенно сухим.

Общие советы

Во время первой попытки промывания носа при прохождении воды может возникнуть ощущение жжения. Это происходит потому, что слизистые оболочки носа не привыкли к контакту с водой. После проведения нескольких промываний джала-нети это ощущение пройдет.

При первых сеансах проведения джала-нети могут также покраснеть глаза, но этот эффект тоже пройдет спустя некоторое , у кого в носу имеются препятствия для свободного прохождения воды, должны выполнять сутра-нети.

Частота проведения

Ежедневно по утрам. При простудах — более часто.

Предостережение: Вода должна проходить только через нос. Если она попадает в горло или рот, это является показателем того, что голова исполнителя расположена неправильно. По окончании джала-нети убедитесь, что ваш нос совершенно сухой. В противном случае слизистые оболочки носовых ходов будут раздражаться и у вас появятся симптомы простуды. При просушивании носа не дуйте слишком сильно.

Читайте также:  Большая ягодичная мышца. Функции, анатомия, упражнения

Ограничения

Лица с хроническими кровотечениями в носу не должны делать эту процедуру без консультации опытного инструктора.

Польза практики: Процедура промывания удаляет из носовых ходов всю грязь и бактерии; помогает при синуситах, различных нарушениях функций ушей, глаз и носоглотки: миопии, некоторых типах глухоты, тонзилите, воспалении аденоидов и слизистых оболочек; оказывает охлаждающее и смягчающее воздействие на головной мозг; полезна при истерии, эпилепсии, мигрени и депрессии; дает ощущение общей легкости и свежести; помогает преодолевать сонливость. А также способствует пробуждению аджна-чакры, стимулируя обонятельные луковицы над синусами.

Варианты

Опытные практикующие могут выполнять джала-нети просто выпивая воду из стакана через нос. В этом случае может использоваться как холодная, так и теплая вода (холодная вода может раздражать слизистые оболочки носа). В особых случаях нос может промываться молоком (дугдха-нети), топленым жидким маслом, очищенным растительным маслом (гхрита-нети) или подробные сведения, а также практическое руководство вы можете получить у инструктора йоги.

Хатха-йога в фитнесе

Поскольку асаны в фитнес-йоге более безопасны и просты в выполнении, нежели упражнения Хатха-йоги, то это направление стало доступным для большинства людей. Одной из его задач является внедрение и адаптация общества к йоге без противоречий основным ее принципам и обычаям.

Данное направление стало актуальным в современных условиях, однако при рассматривании с позиции фитнеса прослеживается явный коммерческий интерес, что противоречит заповедям Хатха-йоги. Это такой способ привлечь наибольшее количество потребителей в спортивный зал.

Вариации

  1. Облегченный вариант

    Чтобы увеличить растяжение задней поверхности ног, слегка согните колени. Вытягивая торс вниз, стремитесь подворачивать копчик к лобку. На выдохе возьмитесь руками за лодыжки или за большие пальцы ног. На вдохе аккуратно толкайте переднюю часть бедер назад и старайтесь выпрямить колени.

  2. Усложненный вариант

    А. Падангуштхасана — наклон с захватом большого пальца ноги. После наклона вперед, захватите большие пальцы ног указательным и средним пальцами каждой руки.

    Затем подтяните вверх пальцы рук и зафиксируйте их большими пальцами рук. На вдохе выпрямите руки и поднимите переднюю часть туловища от ваших бедер, максимально прогнув спину.

    Задержитесь в позе на несколько вдохов, затем на выдохе вытянитесь вперед и вниз, разводя локти в стороны.

    Б. Падахастасана (также описано в статье Падангуштхасана) — наклон с размещением рук под стопами. Данная асана подразумевает большую гибкость спины и ног.

    При выполнении данной позы заменяется положение рук (шаг №2) – то есть, выполняйте все шаги, описанные выше. Ладони нужно поместить под стопы так, чтобы большие пальцы ног давили на лучезапятсные кости, а указательные и средние пальцы рук охватывали стопы снизу возле пяток.

Возможно ли с помощью шаткарм и практик йоги достичь идеального здоровья?

Идеальное здоровье навряд ли достижимо. Сделайте сейчас одно небольшое практическое упражнение. Пожалуйста, отойдите от компьютера и сделайте любую балансовую позу. Например, постойте на одной ноге.

Понаблюдайте за тем, как ведёт себя опорная стопа. Какие там ощущения? Чувствуете микродвижения мышц стопы? Это залог баланса. Для того, чтобы устоять, тело постоянно совершает микродвижения в поисках баланса.

Организм тоже всегда находится в поиске баланса. Человеческое тело – саморегулирующая система, которая учитывает массу внешних и внутренних факторов – давление, влажность, температура, свет, оценка опасности для жизни, общение с другими людьми и т.д. Это информация нужна для сохранения гомеостаза, постоянства внутренней среды. Тело находит баланс по принципу неваляшки, по чуть-чуть отклоняясь вправо-влево. Как и нога приспосабливается к ситуации, ловя баланс. Т.е. мы всегда по чуть-чуть отклоняемся от нормы, чтобы эту норму определить.

Часто идеал здоровья становится навязчивой идеей. И практики в погоне за недостижимым могут увлечься очищением и правильным питанием с завидным рвением. Здесь главное не перестараться и вовремя вспомнить, что тело – инструмент для реализации своего предназначения в материальном мире и помощник в работе над сознанием. Тогда всё становится на свои места.

Не стоит возводить его на пьедестал и баловать, но пренебрегать материальным миром тоже неразумно.

«Иногда становилось модным презирать тело как нечто бездуховное, но никому ещё не удавалось отрицать его и то, что физическое удовольствие и боль неотделимы от самой жизни. Если же мы пренебрегаем или, наоборот, слишком потакаем телу, приходит болезнь и привязанность к нему растёт ещё больше»

Анулома Вилома Пранаяма

Анулома Вилома – попеременное дыхание, дыхание «против шерсти» («лома» — волос, «ви» — против). Во многих трактатах по йоге технику, описанную выше и названную Нади Шодхана Пранаяма, считают Анулома Виломой. В других трактатах Нади Шодханой считается техника без задержек дыхания, а Анулома Виломой называют аналогичную технику с задержками. Так как в текстах нет единого мнения, в чем же Нади Шодхана отличается от Анулома Виломы, то рассматривать здесь вторую Пранаяму мы не будем.